Назад к списку

Магистранты представили исследования по литературе англоязычных стран

 

15.06.2024 на кафедре романо-германской филологии в онлайн-режиме на платформе Skype прошел очередной семинар, посвященный научно-исследовательской работе в рамках кафедральных научных тем «Поэтика и герменевтика англоязычной литературы XIX-XXI веков: от романтизма к постмодернизму» и «Шекспир и его современники в диалоге культур и эпох» и научно-исследовательской работе магистрантов направления «Английский язык и литература англоязычных стран».

В работе семинара приняли участие заведующий кафедрой романо-германской филологии к.ф.н. Л. В. Писарев, профессор, д.ф.н. Е. Б. Яковенко, доценты кафедры, к.ф.н. А. В. Аксенов, В. С. Макаров, Н. В. Шипилова, О. В. Чукарькова, старший преподаватель С. И. Юж, а также студенты 1 и 2 курсов магистратуры кафедры романо-германской филологии.

Встречу открыл доклад студентки 1 курса магистратуры Татьяны Александровны Змыслинской на тему «Репрезентация образа святости на основе тематических групп лексики в англоязычной православной гимнографии» (научный руководитель к.ф.н. доцент Чукарькова О. В.). Исследование Т. А. Змыслинской направлено на анализ концептуальных метафор, формирующих концепт святости в православных англоязычных канонах и акафистах. Гимнографы стремятся к постижению сути святости и описывают главные качества святого человека, обращаясь к концептуальным метафорам, часто давая противоречивые характеристики воспеваемому лицу. В своем исследовании Т. А. Змыслинская анализирует такие тематические группы лексики, как «Вода» и «Земледелец», которые создают целостный, объемный, многогранный образ святого человека.

Далее выступила студентка 1 курса магистратуры Дарья Игоревна Ткачева с докладом на тему «Орфография ранних и современных изданий Шекспира» (научный руководитель д.ф.н. профессор Яковенко Е.Б.). Д. И. Ткачева познакомила участников семинара с сутью своего исследования, объектом которого является орфография произведений У. Шекспира в ранних изданиях (конец XVII – начало XVIII века) и изданиях XX-XXI веков, в которых фиксируется более поздняя орфографическая норма и которые на сегодняшний день признаны каноническими. Предметом исследования являются орфографические изменения, наблюдаемые в предлагаемых текстах, начиная с первых изданий и заканчивая изданиями XX–XXI веков. Цель работы – выявить и объяснить орфографические трансформации, которым подвергались тексты У. Шекспира на протяжении истории, а также рассмотреть факторы, под влиянием которых произошли эти орфографические изменения. Д. И. Ткачева подчеркнула, что полученные результаты исследования дают возможность комплексного подхода к изучению особенностей орфографии ранних и современных изданий У. Шекспира.

Завершающим выступлением стал доклад студентки 2 курса магистратуры Саломии Александровны Гудовой на тему «Проблема определения жанра американского школьного романа для мальчиков XX века» (научный руководитель к.ф.н. доцент Шипилова Н. В.). С. А. Гудова рассказала, что американские школьные истории для мальчиков стали заметным явлением только с середины XX века и следовали отличной от британского школьного романа традиции. Американские школьные истории для мальчиков XX века немногочисленны, но многие из них были хорошо приняты критиками, а некоторые вошли в канон литературы США. За некоторыми исключениями, они почти ничего не говорят про систему частной школы, используя данный сеттинг как отрезанное от остального мира место, в котором авторы могут исследовать те или иные темы, что мы видим и в университетском романе, который, возможно, повлиял на американские школьные истории. Этим возможным влиянием можно объяснить более мрачный, в сравнении с британским, тон американского школьного романа и то, что мы можем в нем видеть черты жанра «темной академии», который впоследствии окончательно сформируется именно в американском университетском романе.

После каждого доклада были долгие и оживленные дискуссии. Студенты и преподаватели задавали интересные вопросы, а последние также давали важные замечания и советы. Например, Т. А. Змыслинской посоветовали проанализировать канон и акафист одному святому, а Д. Ткачевой – обратить внимание на зрительную рифму. Студент 2 курса магистратуры Александр Дяченко уточнил у С. А. Гудовой, критикует ли американский школьный роман для мальчиков XX века какие-то социальные вопросы, а профессор Екатерина Борисовна Яковенко спросила о влиянии детской сентиментальной литературы на данный жанр.

На этом мероприятие подошло к концу. Следующий научный семинар запланирован на 22.06.2024 года, также онлайн, на платформе Skype.


Магистрант 2 курса направления «Английский язык и литература англоязычных стран» С.А. Гудова.


Материал на сайте ПСТГУ