Научный семинар в магистратуре

23.12.2023 на кафедре романо-германской филологии под руководством заведующего кафедрой и руководителя научной темы «Поэтика и герменевтика англоязычной литературы XIX-XXI веков: от романтизма к постмодернизму» Льва Викторовича Писарева прошел еще один семинар в рамках научной темы, посвященный научной деятельности студентов магистратуры. 

На семинаре был представлены четыре доклада, посвященные исследованию британской и американской литературы. Мероприятие прошло в онлайн-режиме на платформе Skype. 

В семинаре приняли участие доценты кафедры романо-германской филологии А. В. Аксенов, В. С. Макаров и Н. В. Шипилова, старший преподаватель кафедры С. И. Юж, а также студенты 1 и 2 курсов магистратуры направления «Английский язык и литература англоязычных стран». 

Встречу открыл доклад студента 2 курса магистратуры Александра Вячеславовича Дяченко на тему «Языковая репрезентация сверхъестественного опыта героя в повести Г. Джеймса “Поворот винта”» (научный руководитель Шипилова Н. В.). 

В своем докладе А. В. Дяченко рассказал, что в повести «Поворот винта» Генри Джеймса гувернантка, ответственная за воспитание детей в усадьбе Блай, сталкивается с загадочными сверхъестественными явлениями. Эволюция ее переживаний и восприятия отражается в изменениях лексики, от слов со значением неопределенности и тайны к ужасу и страданию. Семантическая окраска слов переходит от «mystery» к «horror», а также от «obscure» к «dreadful», что отражает постепенное осознание героиней угрозы и изменение ее психологического состояния. Дуальность восприятия — сомнения в реальности видений и подозрения в заговоре — подчеркиваются использованием слов «ambiguous» и «ominous». Подобная смена лексической окраски гармонично дополняет развитие сюжета, создавая атмосферу готического романа, где тайна постепенно раскрывается и неопределенность уступает место ужасу и пониманию. 

По завершении доклада магистранту задавали вопросы, в частности, Алексей Валерьевич Аксенов уточнил, к какому типу готического романа относится «Поворот винта»: черному или сентиментальному. А. В. Дяченко ответил, что обычно он использует классификацию, основанную на трех типах: первый и второй типы схожи с определениями черного и сентиментального готического романа, а третий — тот, в котором непонятно, является ли мистика частью мира произведения, или объясняется рационально. «Поворот винта» относится как раз к третьему типу, но если применять дуальную классификацию, то он скорее сентиментальный, чем черный. 

Далее выступила студентка 2 курса магистратуры Саломия Александровна Гудова с отчетом о проведенной за семестр научной работе над темой «Жанр “темной академии” в современном школьном романе Великобритании и США» (научный руководитель Шипилова Н. В.). Рассмотрев англоязычный школьный роман в его современной форме в целом, С. А. Гудова пришла к выводу, что, во-первых, современный школьный роман представлен в основном в трех жанрах: детектив, фэнтези и реалистичная школьная история. При этом школьный роман-детектив является самым популярным. Также стоит отметить, что в некоторых случаях мы видим соединение элементов детектива и фэнтези, но первый жанр в таких произведениях остается ведущим. Кроме разделения по жанрам, современный школьный роман можно также поделить по типу школы, а именно, школьные истории, которые повествуют о 1) частных школах-пансионах для мальчиков, 2) частных школах-пансионах для девочек и 3) частных школах-пансионах совместного обучения. При этом последний подвид является наиболее многочисленным. Интересным является тот факт, что школьные истории о частных школах-пансионах для мальчиков являются самыми малочисленными, хотя именно этот подвид преобладал на протяжении большей части истории данного жанра. 

После выступления С. А. Гудовой Владимир Сергеевич Макаров сделал важное дополнение по поводу понятия «general fiction» (художественная литература без характерных жанровых элементов) и посоветовал избегать этого термина в русскоязычном литературоведении. 

Следующим выступил студент 2 курса магистратуры Даниил Валерьевич Бондаренко также с отчетом о проведенной за семестр научной работе над темой «Эволюция метрических переложений псалмов как поджанра английской религиозной поэзии» (научный руководитель Макаров В. С.), в рамках которой он среди прочего продолжает исследование метрических переложений псалмов и Псалтири Стернхолда и Хопкинса. Актуальность данного исследования обусловлена влиянием, которое метрические псалмы оказали на культуру (и, соответственно, литературу) как своей эпохи, так и последующих поколений. Д. В. Бондаренко также собирается усовершенствовать модель анализа метрических псалмов, разработанную самим студентом в прошлом году. 

После выступления докладчику были заданы вопросы, а Алексей Валерьевич Аксенов посоветовал ему при работе над исследованием обратить более пристальное внимание на Массачусетскую Книгу псалмов (1640). 

Далее студентка 1 курса магистратуры Екатерина Андреевна Долженкова прочитала доклад на тему «Футурологическая проблематика романов Герберта Уэллса» (научный руководитель Писарев Л. В.).Е. А. Долженкова рассказала, что, создавая свои произведения о будущем, Герберт Уэллс опирается на фактические познания о мире и знания, получаемые им благодаря связям. Писатель колеблется между утопическим и антиутопическим видением будущего. В романах Уэллса последовательно всплывают несколько футурологических проблем: 

 1. Проблема технического прогресса и разумного использования военной силы. 

 2. Проблема расслоения общества, его радикальное разделение. 

 3. Проблема пересмотра норм морали. 

 4. Проблема «войны будущего». 

 5. Трансформация религии, ее упразднение. Автор утверждает это, руководствуясь идеями агностицизма и верой в ненужность религии в обществе будущего. 

Е. А. Долженкова отметила, что необходимо помнить, что научная фантастика о будущем, как никакой иной жанр, подвержена влиянию личности автора и его собственных убеждений. Создавая свои футорологические произведения, Уэллс задействует не только глубокие познания в области развития техники и перемен на политической арене, он также использует футурологическую литературу для трансляции своих собственных убеждений касательно религии и философии. 

После доклада состоялось обширное обсуждение с научным руководителем и прозвучали рекомендации по пополнению списка источников от многих участников конференции, а студентка С. А. Гудова задала уточняющий вопрос о религии будущего Уэллса. 

Доклад Е. А. Долженковой завершил не только семинар, но и научно-исследовательскую практику магистрантов в осеннем семестре. Оба семинара по научно-исследовательской работе кафедры романо-германской филологии прошли в дружественной и благожелательной атмосфере. На данных мероприятиях были прочитаны и апробированы студенческие доклады, посвященные новым или малоизученным темам, а также заданы многочисленные вопросы и даны советы, которые помогут скорректировать при необходимости работу над выбранными темами и улучшить результаты.

Материал на сайте ПСТГУ 

Читать дальше

Наши выпускники: пути в профессии

Андрей Щеголяев, выпускник магистратуры 2020 г., преподаватель кафедры романо-германской филологии Историко-филологического факультета ПСТГУ, редактор службы видеоархива RT (Russia Today): 

 «Учёба в магистратуре ПСТГУ помогла мне на высоком уровне освоить иностранный язык - сейчас на полученной базе мне гораздо легче осваивать новую лексическую тематику (политика, экономика, культура, различные области промышленности). Вместе с коллегами-выпускниками ПСТГУ мы работаем над словарем религиозной лексики английского (в будущем, возможно, и немецкого) языка для нашего архива. Кроме того, я обучаюсь в аспирантуре Института языкознания РАН, занимаюсь историей английского языка и исследованием языка древнеанглийских гомилий.Обучение в магистратуре позволило мне стать преподавателем высшей школы (я преподаю английский язык на одном из факультетов ПСТГУ), и это также помогает мне поддерживать английский язык и расширять горизонт знаний по самым разным направлениям: от истории до искусствоведения». 

Читать дальше

Успехи гуманитарных наук


В журнале MODERN HUMANITIES SUCCESS/УСПЕХИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК №4, 2022 год (ВАК) опубликована статья «Блог как средство коммуникации в англоязычном православном интернет-дискурсе», Чукарькова О.В., кандидат филологических наук, доцент, Трофимова А.М: mhs-4-2022.pdf (mhs-journal.ru) В статье представлены результаты одной из частей магистерского исследования Трофимовой А.М., проводимого под руководством к.ф.н. Чукарьковой О.В. Статья посвящена анализу текстов Интернет-блогов, авторами которых являются православные носители английского языка. Цель проведенного исследования – проанализировать возможности блога как средства вербального взаимодействия с точки зрения успешной коммуникации в сети Интернет. Для выполнения данной цели были реализованы следующие задачи: описать языковое поведения авторов блогов, выявить наиболее частотные модели коммуникации и сравнить их с языковыми средствами, используемыми читателями блогов.Исследователи пришли к выводу о том, что жанровый формат блога позволяет его авторам эффективно устанавливать и поддерживать контакт с читателями при помощи различных языковых средств как разговорного, так и официального (профессионального) регистра речи. Практическое применение результатов исследования состоит в том, что выявленные закономерности эффективной коммуникации в рамках блога могут быть применены для когнитивного анализа межличностного общения в сети Интернет. 

Читать дальше

Опрос



Анастасия Трофимова, магистрант 2-ого курса, в рамках диссертационного исследования проводит опрос, посвященный анализу вербальных средств воздействия в англоязычных православных религиозных блогах. В опросе принимают участие как носители английского языка, так и респонденты, для которых английский язык не является родным. Цель опроса – выявить приемы, влияющие на восприятие религиозного текста, и уточнить языковую специфику публицистического текста религиозной тематики для разных целевых групп читателей. Приглашаем респондентов с уровнем владения английским языком не ниже B1 (intermediate) принять участие в опросе:  


https://docs.google.com/forms/d/1oVuAYC8k6T19c_QTrLEHO9XRe9EjvzpmUh3gUbL-6qA/edit



Читать дальше

Педагогическая практика 2 курса



В ноябре 2021 – феврале 2022 магистранты второго курса успешно прошли педагогическую практику, которая заключалась в проведении занятий со студентами второго курса бакалавриата направления «Зарубежная филология (английский язык)». Подготовкой к практике стал магистерский курс «Методика преподавания иностранного языка в высшей школе», который магистранты успешно освоили в конце 2021 года. В этом году практика проходила в дистанционном режиме, что позволило магистрантам получить навыки онлайн-обучения, подготовки и проведения занятий с применением дистанционных технологий.



Анастасия Трофимова, магистрант 2-ого курса:

«Мои занятия были посвящены преподаванию лексики английского языка. Впечатления от занятий прекрасные, потому что было очень интересно вести занятия, применять на практике знания по методическим и лингвистическим дисциплинам, следить за тем, чтобы студентам было не только полезно, но и интересно. Кроме того, занятия проходили в дистанционном формате, поэтому необходимо было сделать так, чтобы все студенты были вовлечены в процесс, чтобы все учащиеся хорошо усвоили материал». 

Читать дальше

Четвертый выпуск программы


18 июня 2021 года прошла защита дипломов четвертого выпуска нашей магистратуры. Государственная комиссия, которую возглавил д.филол.наук, профессор А. В. Григорьев, оценила все работы на оценку "отлично". Второй год подряд отличные оценки за все выпускные  работы свидетельствуют о качестве подготовки студентов программы. 

После защиты это важное событие своей жизни выпускники отметили за праздничным столом. 

Поздравляем! 

Темы диссертаций:

1. Колосова Евфросиния Павловна. Пародия как  трансформация жанра (на примере английской литературы конца XIX - начала ХХ  века). Научный руководитель: к.ф.н., доцент В.С. Макаров

2. Крюкова (Старичкова) Анастасия Алексеевна. Лексико-грамматические  и просодические средства реализации фатической коммуникации  лектора (на материале британских популярных видеолекций). Научный руководитель: к.ф.н., доцент О.В. Чукарькова. 

3. Ларионова Ксения Игоревна. Время и пространство в  литературе американского Юга второй половины ХХ - начала XXI века (на материале  романов "Дочь оптимиста" Юдоры Уэлти, "Катушка синих ниток" Энн Тайлер и  "Маленький друг" Донны Тартт). Научный руководитель: к.ф.н., доцент Н.В. Шипилова.

4. Хизам Дмитрий Гамилевич. Лингвостилистические  особенности вербальной манипуляции в современной англоязычной коммерческой и  социальной рекламе. Научный руководитель: к.ф.н., доцент О.В. Чукарькова. 

 

Читать дальше

Дистанционная защита диссертаций

16 июня 2020 года студенты 2 курса участвовали в государственной итоговой аттестации. В этом году она прошла дистанционно. Выпускники присоединились к видеоконференции из разных точек России и из США. Государственная комиссия, которую возглавил д.филол.наук, профессор А. В. Григорьев, единогласно оценила все работы на оценку "отлично". Поздравляем магистров третьего выпуска! Все они получили диплом "с отличием".

Наши выпускники: 

1. Кузина Ярослава Александровна. Тема диссертации: Средневековые концепции героизма и их отображение во «Властелине колец» Дж.Р.Р. Толкиена (научный руководитель: к.ф.н., доцент Н.В. Шипилова).

2. Сушкова Анастасия Константиновна. Тема диссертации: Проблема личности клона в современном англоязычном романе (научный руководитель: к.ф.н., доцент Н.В. Шипилова).

3. Фоменко Снежана Александровна.Тема диссертации: Особенности восприятия времени в мультикультурных романах  Рут Озеки и Кадзуо Исигуро  (научный руководитель: к.ф.н., доцент Н.В. Шипилова).

4. Щеголяев Андрей Андреевич.Тема диссертации: Лингвостилистические особенности репрезентации религиозных  концептов на материале англоязычной православной гимнографии (научный руководитель: к.ф.н., доцент, О. В. Чукарькова). 

Читать дальше

Переход на дистанционное обучение

В связи с эпидемией коронавируса с 18 марта 2020 года магистратура переходит на дистанционное обучение. Надеемся, ненадолго!

Читать дальше

День открытых дверей 22 марта отменяется

В связи с эпидемиологической ситуацией в Москве День открытых дверей 22 марта 2020 года отменяется. 

Надеемся на встречу 17 мая! 

Читать дальше

План приема на 2020/21 уч. год

План приема на программу - 6 мест, в том числе 3 бюджетных.

Читать дальше
Загрузить еще