16.12.2023 на кафедре романо-германской филологии в онлайн-режиме на платформе Skype прошло очередное заседание научного семинара в рамках научной темы кафедры «Поэтика и герменевтика англоязычной литературы XIX-XXI веков: от романтизма к постмодернизму».
В семинаре приняли участие преподаватели кафедры романо-германской филологии Л. В. Писарев, А. В. Аксенов, В. С. Макаров, Н. В. Шипилова и О. В. Чукарькова, а также студенты 1 и 2 курсов магистратуры направления «Английский язык и литература англоязычных стран».
Встречу открыл доклад студентки 2 курса магистратуры Саломии Александровны Гудовой на тему «Отражение проблематики школьного романа Дж. Ноулза “Сепаратный мир” в языке произведения» (научный руководитель Н. В. Шипилова).
В своем докладе С. А. Гудова продолжила трехлетнее исследование жанра школьной истории в литературе Британии и США, сосредоточившись на романе «Сепаратный мир» американского писателя Джона Ноулза, опубликованном в 1959 году. Если в предыдущем исследовании данного романа студентка рассматривала данное произведение исключительно с литературоведческой точки зрения, то в данном докладе С. А. Гудова применила методы когнитивной лингвистики и рассмотрела представленные в нем типы обыденного опыта, а также основные концепты романа «Сепаратный мир».
В ходе своего исследования С. А. Гудова обнаружила, что в романе «Сепаратный мир» Джона Ноулза присутствуют все 4 типа обыденного опыта, которые в том числе репрезентированы прилагательными, глаголами и военной лексикой. Познание на основе мыслительной деятельности и познание через вербальное общение являются основными, что делает повествование в первую очередь интроспективным. А главными концептами в «Сепаратном мире» являются фрейм (частная школа-пансион для мальчиков), сценарий (взросление) и гештальт (война и жизнь), что соответствует тому факту, что это – школьный роман про взросление и войну.
Студентка завершила свой доклад мыслью, что данный метод анализа произведения в будущем можно применить и к другим школьным историям, и, в частности, проследить, как в них выглядит концепт-фрейм школы.
После завершения доклада была оживленная дискуссия. Например, Алексей Валерьевич Аксенов задал вопрос касательно названия исследуемого романа, а Ольга Владимировна Чукарькова спросила о наличии важных для «Сепаратного мира» символов. Докладчик ответила, что среди прочего в данном произведении можно рассматривать дерево, которое является центральным элементом повествования, как символ жизни, а одного из главных героев как символ детскости, не прошедшей опыт взросления. Лев Викторович Писарев посоветовал С. А. Гудовой развить данную тему в будущих исследованиях, обратив внимание на символ дерева в европейской традиции, а также восточной философии. Наталия Витальевна Шипилова также предложила связать символ дерева с обрядом инициации. А магистрант 2 курса Александр Дяченко порекомендовал обратиться к труду Карла Юнга о становлении человека.
Л. В. Писарев также сделал дополнение о такой цели частных школ Британии и США, как воспитание будущей элиты, в частности, через довольно суровые занятия спортом. В качестве наглядного примера последнего Л. В. Писарев показал сцену игры в регби из фильма «Четыре пера», а С. А. Гудова отметила, что в «Сепаратном мире» наблюдается связь между спортом и войной.
Работа в данной сфере будет непременно продолжена в дальнейших научных изысканиях студентки.
После доклада С. А. Гудовой и последующего продолжительного обсуждения студент 2 курса магистратуры Александр Вячеславович Дяченко представил отчет о проведенной за семестр научной работе над магистерской диссертацией на тему «Особенности развития готического романа взросления в литературе США конца ХIХ – начала ХХI века» (научный руководитель Н. В. Шипилова ).
Целью работы А. В. Дяченко является исследование такого явления, как готический роман воспитания, которое неофициально в интернет-сообществах называется «мальчишечьи ужасы» и представляет собой смешение двух жанров: готики и романа взросления. В литературе можно наблюдать множество произведений, написанных на пересечении готического романа и романа воспитания, и в последнее время их становится больше, что и вызывает необходимость их изучения и классификации.
В работе А. В. Дяченко будут рассмотрены историко-теоретические положения, касающиеся романа воспитания и готического романа, и будет представлено исследование наиболее ярких образцов произведений, попадающих под определение готического романа воспитания, среди которых «Надвигается беда» Р. Брэдбери, «Жизнь Мальчишки» Р. Маккамона, «У края темных вод» Д. Лансдейла и цикл романов Р. Янси «Монстролог». Помимо этого в рамках изучения источников происхождения такого явления, как готический роман воспитания, будет представлен анализ произведений, ставших классикой мировой литературы в целом и литературы США в частности. Среди этих произведений «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» М. Твена, «Убить пересмешника» Х. Ли и «Поворот винта» Г. Джеймса.
После завершения выступления А. Дяченко и Л. В Писарев обсуждали, как в выбранных для исследования произведениях достигается иллюзия «объективности» (через мистификацию, детальные описания местности и исторические и культурные отсылки), и наличие в этих произведениях клише, свойственных детским страшным историям.
О. В. Чукарькова задала докладчику вопрос про интертекстуальность в этих произведениях, на что Н. В. Шипилова добавила, что в цикле романов «Монстролог» присутствует много отсылок на реальных писателей, а структура самих книг частично копирует «Божественную комедию».
На этом мероприятие подошло к концу. Следующий научный семинар запланирован на 23.12.2023 года, также онлайн, на платформе Skype.