Назад к списку

Прошел научный семинар в рамках научной темы кафедры романо-германской филологии

 


22.06.2024 на кафедре романо-германской филологии на платформе Skype в рамках научной темы кафедры «Поэтика и герменевтика англоязычной литературы XIX-XXI веков: от романтизма к постмодернизму» и научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры «Английский язык и литература англоязычных стран» прошел очередной научный семинар.

В семинаре приняли участие доценты кафедры романо-германской филологии Л. В. Писарев, А. В. Аксенов, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, Н. В. Шипилова, О. В. Чукарькова и старший преподаватель кафедры С. И. Юж, а также студенты 1 и 2 курсов магистратуры направления «Английский язык и литература англоязычных стран».

Встречу открыл доклад доцента кафедры романо-германской филологии Алексея Валерьевича Аксенова на тему «Разлука в англо-американской любовной поэзии: от метафизиков к романтикам». В своем сообщении А. В. Аксенов рассмотрел три стихотворения, объединенные темой любви и разлуки. Это стихотворение Энн Брэдстрит из цикла посланий супругу («Phoebus», 1641-43?), «Прощание, возбраняющее печаль» Джона Донна (1611-12?) и «Жизнь посвяти любви» Ралфа Уолдо Эмерсона (1847). При всех различиях, общность темы и принадлежность Брэдстрит и Донна к одному столетию, а Брэдстрит и Эмерсона к одной национальной поэтической традиции допускает возможность их сопоставления.

В этих стихотворениях сюжет расставания со своими возлюбленными выявляет три разных образа любви. В послании Брэдстрит это по-человечески страстная и беззащитная любовь, ищущая помощи свыше. Героиня находит символического слушателя в лице Феба, который становится посланником «вдовеющей жены», чтобы поведать всему миру ее жалобы, облеченные в универсальные природные образы.

Представляется, что из трех поэтов Брэдстрит, несмотря на свой мифологический лейтобраз, наиболее близка к христианскому представлению о супружеской любви. Объект любви Брэдстрит — человек в его душевно-телесной целокупности. В «Прощании» Донн балансирует на тонкой грани между неоплатонической и христианской концепциями любви. Его идеал любви — самодостаточное и неизменное единство душ. Поэт подчеркивает духовность и свободу своей любви. В разлуке она не претерпевает изменений, но лишь растет вширь и вглубь.

Эмерсон двести лет спустя во многом следует за Донном в его пафосе, но в русле романтического освобождения от всякой обусловленности идет еще дальше в утверждении независимости любви от всяких осязаемых связей. Стихотворение Эмерсона — это патетическая декларация полной автономии личности, возносимой силой любви «все выше в полдень, выше». В своем идеальном представлении о любви Эмерсон ближе к Донну, но последняя строфа его стихотворения, как представляется, могла бы служить эпиграфом к посланию Брэдстрит.

Все три поэта, несмотря на временную и географическую дистанцию, гендерные и психологические различия, обращаются к одной теме. В их подходах и концепциях, при всех различиях, есть и немало общего, как и в высоком качестве их поэзии, которое побуждает вновь и вновь обращаться к их творческому наследию.

Далее выступила студентка 1 курса магистратуры Мария Тарасова с докладом на тему «Религиозные мотивы в поэзии Р. Бернса» (научный руководитель Владимир Сергеевич Макаров).

Хотя религиозная лирика Бернса мало известна в России или интерпретирована предвзято, Бернс отлично знал Библию и даже переложил на стихи первый и девяностый (в греческой нумерации 89-й) псалмы. Также в творческом наследии Бернса есть молитвы, а тема религии присутствует в стихотворении «To Ruin», лирический герой которого ропщет на Бога и мечтает о смерти. Мария проанализировала ряд стихотворений Бернса, в том числе «Субботний вечер поселянина», в котором дружная крестьянская семья собирается в своем скромном доме, ужинает, молится Богу, и «подобный священнику» отец начинает читать Ветхий Завет, Евангелие или Откровение Иоанна Богослова.

Завершил семинар доклад студента 2 курса магистратуры Александра Дяченко на тему «Готический роман взросления в литературе США: современное состояние и тенденции молодого жанра» (научный руководитель Наталия Витальевна Шипилова).

Готический роман взросления – это гибридный жанр, который зародился в конце XX века, хотя предпосылки этого явления наблюдались и ранее, в произведениях американской литературы второй половины XIX века. Этот жанр представляет собой, как это видно из названия, смесь готики и романа воспитания. Хотя этот жанр сравнительно молод, уже можно наблюдать направления, выделяющиеся внутри этого жанра. Первое направление представляет собой уклон в южную готику с элементами триллера и сплаттерпанка. В качестве второго типа готического романа взросления выделяется более фантастическая его разновидность, если проводить аналогии, то по своему виду эти романы близки темной готике, темному фэнтези и мистическому триллеру.

После каждого доклада были долгие и оживленные дискуссии. Были заданы интересные вопросы, а преподаватели делали важные замечания и давали советы. Например, Алексей Валерьевич ответил на вопрос о влиянии античной стихотворной традиции, Марию Тарасову попросили привести примеры диалектных слов, употребляемых Бернсом, и студентка также разобрала возможные переводы слова «maid» в «Послании МакМату», а Александр Дяченко порассуждал о влиянии истории рабовладельческого Юга на литературу южной готики.

На этом мероприятие подошло к концу. Следующий научный семинар запланирован на осенний семестр 2024 года. 


Материал на сайте ПСТГУ