06.12.2025 кафедра романо-германской филологии провела научный семинар, в котором участвовали две научные группы — «Поэтика и герменевтика англоязычной литературы XIX-XXI веков: от романтизма к постмодернизму» и «Шекспир и его современники в диалоге культур и эпох».Мероприятие прошло в онлайн-режиме на платформе Zoom.
В научном семинаре приняли участие преподаватели магистерской программы Лев Викторович Писарев, Владимир Сергеевич Макаров, Алексей Валерьевич Аксенов, Наталия Витальевна Шипилова; преподаватели кафедры - выпускники нашей магистратуры Екатерина Андреевна Долженкова и Саломия Александровна Гудова, другие преподаватели кафедры, а также студенты магистратуры и бакалавриата.
Встречу открыл доклад доцента кафедры романо-германской филологии Владимира Сергеевича Макарова на тему «Комические персонажи в мифопоэтических пьесах рубежа XVI-XVII веков».В. С. Макаров рассказал о мифо-исторических пьесах — поджанре, который долгое время оставался на периферии внимания исследователей, ориентировавшихся на «исторические хроники» шекспировского типа. Сюжеты — по крайней мере, их основные линии — восходят к полумифическим источникам вроде «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Беря за основу подход к жанру как к способу создавать особый виртуальный мир, можно отметить, что мир мифо-исторических пьес отличается «малолюдностью» (в сравнении с миром классических хроник), более легкой изменяемостью «исторического» сюжета и готовностью включать элементы сказочности, волшебства и пространные комические вставки. Эти признаки позволяют по-новому взглянуть на шекспировского «Короля Лира», сюжетные особенности которого не столько уникальное новаторство Шекспира, сколько во многом типологичные для всего поджанра черты.На примере нескольких малоизвестных пьес — «Локрин», «Эдмунд Железнобокий» и «Никто и Некто» — В. С. Макаров показал типичные черты мифо-исторических пьес: соседство трагических сюжетов с разветвленной комической линией, параллелизм семейного и государственного конфликтов, возможность мгновенного «взлета» персонажей через «разреженную» социальную иерархию. Комические персонажи в этих пьесах не просто вставные эпизоды, но инструменты структурирования мира, показывающие его хрупкость, нестабильность и моральную амбивалентность.
После завершения доклада была оживленная дискуссия. Например, Алексей Валерьевич Аксенов обсудил с В. С. Макаровым вопрос «малолюдности» мифо-исторических пьес, а магистрантка 2 курса Лолита Давыденко спросила про классификацию по тематике или назначению отдельных сюжетных линий с комическими персонажами.
Следующим выступил заведующий кафедрой романо-германской филологии Лев Викторович Писарев с докладом на тему «Образ профессора Мориарти в произведениях А. Конан Дойля: проблема прототипа».В своем докладе Лев Викторович отметил, что в творчестве английского писателя Артура Конан Дойля значительное место занимают произведения о гениальном сыщике Шерлоке Холмсе. Образ Холмса стал визитной карточкой самого писателя и даже тяготил его, поэтому в 1893 году Артур Конан Дойль решил от него избавиться, введя в произведения главного антагониста Шерлока Холмса, злого гения – профессора Мориарти. Образ профессора Мориарти, «Наполеона преступного мира», поражает воображение читателей и зрителей не меньше, чем образ самого Холмса.Докладчик отметил, что как образ Шерлока Холмса, так и образы других героев произведений о нем могут во многом являться собирательными. Возможно, таким является и образ профессора Мориарти. Исследование прототипов профессора Мориарти представляется интересным и полезным для расширения смыслового поля произведения.Рассмотрев ряд прототипов профессора Мориарти, Л. В. Писарев отметил, что все предложенные исследователями прототипы могут лишь частично отражать характеристики персонажа, и предложил абсолютно новый и неожиданный прототип Мориарти, с которым А. Конан Дойль мог быть и даже должен был быть знаком – деятеля эпохи Возрождения в Англии XVI века Джона Ди.Свою неожиданную гипотезу Л. В. Писарев обосновал интересным сравнением: и Мориарти, и Джон Ди были математиками и астрономами, оба в двадцать с небольшим лет стали преподавателями университетов, в которых они получили кафедру математики, оба читали в этих университетах курс математики и были широко известны в научных кругах нестандартностью и абстрактностью мышления, а также высокими организаторскими способностями. Мориарти был гениальным организатором и идеологом преступного мира, а Джон Ди был одним из организаторов английской разведки, идеологом Британской империи, заложившим ее основы, вдохновителем создания Британского флота, человеком, талантливым во многих областях науки.Сопоставление этих двух образов расширяет понимание личности и роли главного героя произведений, Шерлока Холмса. Сколь полезной для Англии была деятельность ученого Джона Ди, столь же разрушительной и вредоносной была деятельность профессора Мориарти, при столь же могучем интеллектуальном потенциале. При допустимости такого сравнения личность Шерлока Холмса и величие его подвига становится гораздо более масштабным.
Научный семинар завершился обсуждением доклада, в ходе которого Л. В. Писарев ответил на вопросы аудитории и обсудил со студентами и преподавателями важность исследования прототипов персонажей в литературных произведениях.